Еще при Петре Первом, который и приказал праздновать Новый год с 31.12 на 01.01 главным на празднике был не стол, а балы. Следуя известной строчки из песни на обед, на ужин и на завтрак у наших предков были «танцы да напитки, чтобы утолить жажду». Почти до середины ХIХ века русского новогоднего меню не существовало, а то, что сейчас считается неизменной принадлежностью новогоднего стола, - все эти молочные поросята с гречневой кашей и гуси с квашеной капустой или яблоками - на самом деле пришло со стола рождественского. В начале ХIХ века кухня была не сложной. Даже в домах знати на новогоднем столе вполне могли оказаться соленые огурцы и грибы, салат из редьки. Также подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине, тельное из ершей.
Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. А в подражание шампанским уже делали донские игристые вина. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. В рождественские дни 1912 года в Петербурге было продано 250 тысяч поросят, 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей, 260 тысяч кур и уток.
После революции празднование Нового Года отменили. Но его все равно встречали. Правда, танцы были возможны только тихие, чтобы не разбудить соседей. Вот тогда-то, надо полагать, и возникла привычка сидеть за столом. Угощение было скудным. Пытались, конечно, вешать на запрещенную революцией елку орехи в золотой и серебряной фольге, яблоки.
Реабилитировали новогоднюю елку в 1936 году, вместе с танцами. Советский новогодний стол не стал изысканным - его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. В сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать новый год уже не считалось предосудительным и собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило второе пришествие салата «Оливье» - с докторской колбасой вместо рябчиков. Готовили его в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Под бой курантов непременно надо было открывать бутылку «Советского шампанского». В тесных квартирах стол занимал все место, поэтому приходилось выбирать: танцы или еда. С появлением телевизоров стол победил окончательно. Салат «Оливье» перестал быть главным украшением новогоднего стола.
Источник http://www.promoroz.ru
Похожие записи:
Новый год уже близко, текущий лениво готовится к передаче полномочий молодому преемнику.
Украшение новогодней елки – не просто традиционная часть предпраздничной суеты.
Передо мной лежит разворот газеты «Правда» за 28 декабря 1935 года. На нем помещен материал, вполне ординарный для тех лет.
Еще каких-то три века назад январь ничем не отличался от остальных зимних месяцев. У древних народов празднование Нового года приходилось на март.